Развитие предпринимательской деятельности в сельской местности зарубежных стран
Развитие предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной системой шло эволюционным путем в течение длительного времени. При этом па-раллельно развивались и другие элементы государственного устройства – типы поселений, системы расселения населения, инфраструктура и другие. В процессе этого развития предпринимательство достигло в большинстве стран определенного достаточно устойчивого уровня, соответствующего потребностям общества, отдельных территорий. Естественно, уровень и структура развития предпринимательства за-метно различаются по странам. Для России опыт других стран в этой области интересен не столько достигнутым уровнем, сколько возможностями, которые кроются в развитии предпринимательской деятельности и могут быть использованы для целей экономического и социального развития.
Первая особенность, характерная прежде всего для европейских стран, состоит в том, что здесь достаточно условно деление территории на сельскую и городскую. Высокая плотность городских населенных пунктов предопределила размещение в них многих видов предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятель-ность. С другой стороны, крупные промышленные предприятия выведены обычно за пределы городских поселений, то есть на территорию сельской местности. По-этому в сельской местности здесь сложно встретить однотипную систему предпри-ятий, ориентированных только на сельскохозяйственную сферу.
Второй особенностью предпринимательства в сельской местности зарубежных стран является наличие фактически двух укладов – фермерского и индивидуально-го частного – и отсутствие (или очень слабое развитие) коллективного уклада, кото-рый широко представлен в России и не сдает своих позиций. Поэтому зарубежный опыт представляет интерес прежде всего с позиции развития фермерства и индиви-дуального частного предпринимательства, то есть малых форм предпринимательст-ва.
В странах с развитой рыночной экономикой фермерские хозяйства являются главной предпринимательской структурой в сельском хозяй-стве. Но для развития фермерства характерна тенденция роста кон-центрации и сокращения числа хозяйств. Можно отметить, что за по-следние 40 лет число фермерских хозяйств в США сократилось примерно на одну треть, а средний размер фермерского хозяйства вырос со 125 до 220 гектаров. Особенно сильно проявляется эта тенденция в концентрации товарного производства сельскохозяйственной продукции. По разным оценкам основной объем товарной сельскохозяйственной продукции дают 20% фермерских хозяйств. Остальные хозяйства являются малотоварными или просто самопотребляющими. В связи с этим значительная часть фермеров получает большую часть доходов не от своего хозяйства, а из других источников. Для США характерна также тенденция концен-трации производства товарной продукции в крупных частных компаниях или корпорациях.
Аналогичные тенденции сложились и в других развитых странах, хотя не так масштабно. Основными причинами этого являются увеличение конкуренции на продовольст-венных рынках, обострение известной «фермерской проблемы». Несмотря на это, фер-мерское предпринимательство в зарубежных странах чувствует себя достаточно устойчиво благодаря трем факторам: все возрастающей интенсивности использования семейного ресурса, прежде всего семейного труда; широкого развития кооперации фермерских хо-зяйств; существенной поддержке со стороны государства. Нет надежных оценок о соотношении этих факторов, но все активнее высказывается мнение, что решающую роль сре-ди них играет государственная поддержка. Так, в ряде европейских стран государственная поддержка достигает уровня, идентичного половине величины издержек производства.
Интересным и поучительным в зарубежном опыте поддержки предпринимательства является не только высокий уровень поддержки, но прежде всего методы ее реализации. Здесь, в отличие от опыта России, где поддержка осуществляется в виде прямого субси-дирования производителей, используются многообразные программные подходы, помощь не денежными средствами, а технологическими новациями. Например, принятым в США в 1988 году Законом о торговле предусмотрены рамочные условия для национальной сис-темы предоставления технологических услуг малому и среднему бизнесу. Для этого по всей стране созданы производственно-технологические центры, партнерства, союзы. Ответственность за разработку программ поддержки и оказание помощи независимо от ис-точника средств возложена на правительства штатов.
В США длительное время существует Администрация малого бизнеса (АМБ). Это независимое агентство Федерального правительства, обеспечивающее консультирование, оказание финансовой помощи, защиту интересов малого бизнеса. Агенство много рабо-тает в плане упрощения доступа малых предприятий к кредитам путем предоставления частным кредиторам долговых гарантий. Существующая в этой области программа разрешает, например, выдавать гарантии на получение кредита для открытия, покупки или расширения малых предприятий на сумму до 750 тысяч долларов. Без этого вновь созда-ваемые предприятия не смогли бы получить такой кредит. В рамках программы кредит на покупку оборудования выдается на 25 лет, при этом процентная ставка не может превышать ставку рефинансирования более чем на 2,25%.
Активно развиваются и пользуются огромной популярностью программы по консультированию и подготовке менеджеров. В целом Агенство поддерживает развитие бо-лее одной тысячи центров развития малого бизнеса во всех штатах, в которых работают более 13 тысяч консультантов. Но это лишь один из действующих институтов, оказывающих помощь малому бизнесу. Действуют еще многие институты, например, для фермеров программа временного вывода земель из оборота.
В Великобритании на долю малого бизнеса приходится 21% внутреннего товарооборота и 36% работающих от общего их количества в стране. Здесь малому бизнесу также оказывается разнообразная помощь. Для малых предприятий устанавливается пониженная ставка налога, практикуется система отложенной оплаты счетов, система скидок при оплате просроченных ссуд. Кроме этих мер, осуществляемых за счет бюджета страны, пре-доставляются льготы по местным налогам на имущество.
Специальные программы помощи разрабатывают и осуществляют отдельные ведомства – министерства энергетики, экологии, занятости, торговли и промышленности. В рамках этих программ оказывается помощь в консультировании, маркетинговых исследо-ваниях, подготовке рабочих мест для безработных, молодежи, развитии экспорта продукции и по многим другим направлениям.
Практически во всех развитых странах обеспечивается масштабная поддержка предпринимательской деятельности вообще, малого предпринимательства и предпринимательства в сельской местности – в частности.
Похожие работы: